wp4cbf21e9.png
wp5533b116.gif
wpa417f184.png
wp9bc085c7.png
wpbfd1d3db.png
wp4435999d.png
wp311fa322.png
wp81060e03.png
wp965dc8b5.png
wpdc1f7a54.png
wp8e54b44b.png
wp61891a41.png
wp2cc2b82d.png
wpd3938442.png
Персоналии
ТКАНЫЕ   ФРЕСКИ   
 Евангелие от Андрея
(Статья опубликована в журнале «Деко»,  2010, № 3)
wp8768bc47.jpg
О невероятном трудолюбии и плодовитости художника по гобелену  Андрея Мадекина в 1990-е годы ходили легенды. И вот итог: за 25 лет им соткано, причем собственными руками, около 40 больших гобеленов (от 3 кв. м), а всего более 70 работ – примерно 200 кв. метров! Из них около 20 работ были созданы для общественных и частных интерьеров. 
Они неоднократно экспонировались на художественных выставках в России и за рубежом. Многие из них находятся в музейных и частных коллекциях. 
Заглянем в творческую мастерскую художника. На страницах журнала вы видите его работы. В том числе фото с открытия  персональной выставки, прошедшей в конце 2009 года в галерее московского КЦ «Дом» (выше). Но это лишь малая часть творчества мастера.
Если  вы откроете альбом А. Мадекина «Мои гобелены» , мы сможем поговорить о его творчестве, не ограничиваясь рамками журнальных страниц.
Начало
Персональная выставка – хороший повод, чтобы вспомнить, как всё начиналось. То ли случайность тут сыграла свою роль, то ли «генетическая память», но потомок крупных ивановских предпринимателей Дербеневых, поступил именно на текстильное отделение факультета декоративно-прикладного искусства Московского Технологического института (ныне МГУС).
И уже в институте увлекся гобеленами. Даже изобрел специальное ремизное устройство для вертикального станка, которое позволило увеличить скорость работы вдвое. До сих пор художник вспоминает, как в 1989 году на симпозиуме в Доме творчества
в Дзинтари известные латышские мастера выстроились в очередь, чтобы посмотреть необычный станок.
В первых же больших работах, сделанных после окончания вуза («Незнакомка», (1987), и «Рок», (1988),  видно мастерское владение техникой. А ведь передать точный рисунок в гладком ткачестве – задача непростая! И эскиз надо сделать так, чтобы потом не было проблем с его воплощением. Сделав небольшой эскиз цветной гуашью, художник по клеткам переносит его на шаблон из миллиметровой бумаги. Затем разрабатывает детали.
Для основы Мадекин использует лен с синтетикой, для утка – шерсть, шерсть с акрилом, изредка декоративные нити. При обычной плотности гобеленов в 30–35 нитей основы на 10 см., он может соткать до 2 кв. метров в месяц. В заказных работах плотность бывает и выше, тогда требуется и больше времени.
Мастер использует все техники гладкого ткачества. Иногда, местами усиливает фактурность с помощью обвивок и ворса. Излюбленный же прием разработки формы – штриховка. При этом он соединяет несколько тонких цветных нитей в одном утке и, постепенно заменяя одни нити другими, получает множество оттенков (прием меланжа).

«Орфей». Фрагмент. 2002 г.
wp40b85032.jpg
В одной из ранних работ – «Супрематизм, или Посвящение Малевичу» (1988)  А. Мадекин отдал дань всеобщему увлечению авангардным искусством начала века. «Но цели подражать супрематизму не было, скорее здесь воплощена идея противопоставления жесткости геометрии и мягкости сельского пейзажа».   
Вечные темы
Поиски тем, достойных воплощения в таком монументальном виде искусства, как настенный ковер, привели Андрея Мадекина к сюжетам Ветхого и Нового Завета. Современному художнику непросто найти свои нюансы в трактовке известных событий, стать не иллюстратором, а самобытным интерпретатором. В то время подобные темы уже «разрешили», и Мадекин был принят в Союз художников, а несколько гобеленов приобрело Министерство Культуры. Среди них был и «Брак в Кане Галилейской» (1989. Ныне в ГМЗ «Царицыно»).
wp78f118f1.jpg
Здесь мы присутствуем при знаменательном событии: сейчас вода превратится в прекрасное вино и первое чудо свершится. А следующим чудом, наверное, молодым художником был воспринят момент, когда он увидел свой гобелен, висящий во дворце «Царицыно» рядом со старинными шпалерами. Позднее  эта работа вместе с еще двумя гобеленами – «Вход в Иерусалим» (1989) и «Тайная Вечеря» (1990)  условно составили триптих. Их объединила символичность выбранных моментов из жизни Христа.
Значительной вехой в жизни и творчестве А. Мадекина стала поездка в Псков в 1989 году. Сильное впечатление оставил стиль древних псковских икон, их мощный и суровый аскетизм. Прочтя фрагмент из романа Мадекина, рассказывающий об этих событиях, можно убедиться, что литературное дарование автора не уступает художественному.
Сложение стиля, почерка художника – таинство искусства. В этих трех работах мы можем проследить путь от использования формальных приемов деления плоскости и аккуратной, довольно скованной трактовки фигур до свободного, сильного гротеска. От многословия – к емкой лаконичности. Вопреки тому, как «положено», как учили и сложившимся церковным канонам.
В гобелене «Вирсавия» (1991)  безупречное соотношение площади фона и изображения превращает светлый фон в вибрирующий воздух и свет. Изысканны линии тела Вирсавии, угловатые и плавные одновременно. Минимальный показ бытовых деталей, идеально-лаконичная трактовка фигур, строгость цвета делают это произведение совершенным.
wp624a4775.jpg
«Благовестие апостола Андрея» (первое фото) – «гобелен, созданный в 1994 году, можно сказать, в переломный момент истории России. Хотелось жизнеутверждающего начала, некоего благословения для страны... Сюжет основан на предании о странствовании апостола Андрея по Днепру и его пророчества о возникновении в будущем Киева и Руси в целом», – рассказывает художник.
Интерес к библейским темам привел к сотрудничеству с богословом Л. Регельсоном. К его книге «Толкование Апокалипсиса» в 1993 году было сделано около пятидесяти живописных и графических иллюстраций. Но соблазнительная быстрота создания живописного произведения, в отличие от тканого, не увела художника от гобелена: «Живопись была возможностью выразить те сюжеты, которые просто не успевались в ткачестве. Гобелен же я не оставил потому, что фактура ткани обладает совершенно уникальными эстетическими свойствами… Вторая, более практическая причина – гобелен, быть может, единственная возможность в домашних условиях заниматься монументальным искусством».
Античные мотивы
wpf7b71a8c.jpg
Маленькая женская фигурка в «Похищении Европы», повелевает огромным мощным быком. Это сам Зевс смиренно склонился перед красотой дочери финикийского царя. Он переплыл с ней море, и теперь она оглядывает незнакомый критский берег.
Однако главным героем тут всё же остается бык!
wpc8cc62b6.jpg
«Полет Пегаса», рассказывает художник, – «ткался летом 2006 года. И так случилось, что уже осенью, по делам работы, мне пришлось побывать в Анталии – бывшей Ликии – месте, где как раз, на горе Олимп жил Пегас. У ее подножия можно видеть развалины греческого города Олимпии. По преданию, герой Белерофонт, для борьбы с Химерой должен был поймать и оседлать Пегаса». 
wpd157e47f.jpg
Результатом увлечения античностью в начале 1990-х годов стал ряд гобеленов, связанных с греческой мифологией: «Гермес»(1991), «Эдип и сфинкс» (1992),
«Похищение Европы» (1993). Позднее, художник не раз возвращался к пленительным эллинским образам: триптих в реалистическом ключе –  «Орфей» (2002), «Белый мост», «Леда и лебедь» (2002), «Полет Пегаса» (2006), «Диана» (2007).
Сюжеты известные, увлекавшие художников с античных времен. Но автору гобеленов и здесь удается  найти свой, свежий ход и, кажется, с легкостью.
Античный бог «Гермес» – посредник между богами и людьми, миром жизни и смерти спускается с облаков. Его крылатая сандалия вот-вот коснется грешной земли. В руке бога усыпляющий и пробуждающий магический жезл. Развевающийся плащ изящно чуть прикрывает обнаженное стройное тело атлета.
wp390c7e58.jpg
Формат гобелена «Диана» (2007) необычен для художника, потому что предназначен висеть над камином, как когда-то вешали шпалеры в средневековых замках. От этой узости ковра фигуры изящно вытянулись, а головы Дианы и оленя еще трогательнее сблизились. Богиня, видимо, горько сожалеет о том, что превратила Актеона в оленя, хоть и прекрасного.
Гобелены мастера – это почти всегда контраст между движением и покоем, огромным и малым, светлым и темным, добром и злом. И всегда выбор.

Интерьерные гобелены
Для А. Мадекина нет ни сложных тем, ни трудно выполнимых в ткачестве рисунков. Он может всё. Как часто публике хочется убедиться, что художник, так или иначе исказивший изображения, на самом деле, всё же умеет рисовать! В середине 1990-х годов захотелось проверить себя и самому Мадекину. Была и вторая причина перехода от декоративного стиля к реалистическому: «После мощной поддержки в самом начале со стороны официальных структур, в дальнейшем она прекратилась по понятным причинам. Пришлось выживать самому. И тут я столкнулся с почти тотальным непониманием частного заказчика. Требовалось психологически комфортное, понятное искусство без излишнего умствования…Надо сказать, что технически создать в гобелене реалистическое изображение гораздо труднее, чем стилизованно-декоративное. Ведь малейшая ошибка в рисунке сразу обращает на себя внимание… Но сейчас я уже устал от реализма и хочется вернуться к первому стилю, который, конечно же, более любим».



Видимо, когда вкусы заказчика и художника совпадают, получается такое романтическое светлое чудо – «Белые лошади»(2004)  или «Зебры»(2000).
wp7680ea08.jpg
wp7f9c756b.jpg
А для того чтобы выразить всю буйную жизнь джунглей, художнику достаточно 4 кв. метров, плотно наполненных яркими птицами, «бешено» взрастающими цветами, плодами и зеленью («Райские птицы». 2001).
Ковры
Знакомство с фирмой «Катрис-дизайн» в 2003 году открыло новую страницу творчества художника – создание эскизов ковров по индивидуальным заказам (см. альбом «Мои ковры»).
Разработка эскиза с точностью до узелка, труднейшие для исполнения лестничные ковры, работа в содружестве с испанскими и непальскими ткачами дали Мадекину интереснейший опыт.

«Львы». 2005 г. Напольный ковер (520х450 см); лестничный (1100х400см).
wpd7ba27e0.jpg
Работа над коврами показывает, насколько художнику подвластны стили любой эпохи. Без глубокого знания истории культуры такая работа невозможна. И это «вхождение в образ» сделано не формально, а с любовью, пропущено через сердце. Однако было бы интересно увидеть и ковры, сделанные в чисто авторском стиле.
Итогом глубоких размышлений художника о судьбах мира и искусства, задачах сегодняшнего гобелена стало исследование, которое скоро выйдет из печати и незаконченный роман. Мастеру есть что сказать «Urbi et orbi» (с латыни буквально «городу и миру», то есть всем).
Значительное и самобытное творчество Андрея Мадекина занимает особое место в истории гобелена. Когда во время работы автором руководит единственная мысль: «я так хочу», тогда вещь становится произведением искусства. Художнику столь высокого уровня мастерства и глубины доступны и более масштабные задачи.  А пока на станке новая большая работа – «Путь волхвов» (200х250см.). Волхвы привезут свои дары как раз к декабрьской выставке «Белое рождество» в Музее декоративного искусства на Делегатской и мы с ними встретимся.

Работы художника представлены в следующих электронных источниках:
Живопись: http://www.apocalyptism.ru/Madekin.htm
Авторский фотоальбом     
Фрагменты из книги «Путешествие в искусство Ильи Кукушкина»
Интервью
Контакты: madekin@mail.ru  

ТЕКСТ: ИРИНА ДВОРКИНА
ФОТО: предоставлены автором и художником
wpcb7749dd.png
©  2012  Артобъектив
Web-design I. Dvorkina
All rights reserved
wp5533b116.gif
wp236a1d41.png
wp72ee6e2a.png